Программа дополнительного образования «Фотошоп-знайка. Образовательная программа "Увлекательный Photoshop" рабочая программа на тему Учебная программа обучения фотошоп

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

« »

Элективный курс

9 класс

Рабочая программа

г. Лабытнанги

2015

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей математики

Протокол №___ от _____2015 г.

Утверждена

ШМС протокол № ____

«___» _________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

В.П.Буружиу

«___» _________ 2015 г.

Составитель программы Авдеева Татьяна Юрьевна,

учитель информатики

Пояснительная записка

1. Введение

Технология обработки графической информации входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по двум школьным дисциплинам: по информатике и технологии. Данный элективный курс может быть рассчитан как для базового курса так и для профильных классов с углубленным изучением информатики. Так как в настоящее время наиболее актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с логикой, искусством и эстетикой. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей и т.д. Изучение графических растровых редакторов позволяет подготовить учащихся для возможной работы в более сложных системах технического конструирования AutoCad (автомобили, летательные аппараты, морские суда, военные корабли), PCad (набор программ для конструирования сложных электронных систем), ArchiCad etc (конструкции зданий, целых городов).

Элективный курс “Графика в среде Adobe Photoshop ” рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

Данный элективный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.

Цели:

    заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;

    познакомить с принципами работы растрового графического редактора Photoshop.

    сформировать понятие безграничных возможностей создания растрового изображения

Задачи:

    дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;

    научить создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;

    ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop;

    способствовать развитию алгоритмического мышления;

    выполнить два проекта;

    способствовать развитию познавательного интереса к информатике;

    продолжить формирование информационной культуры учащихся;

    профориентация учащихся.

В результате обучения

    учащиеся должны знать: основы графической среды Photoshop, структуру инструментальной оболочки среды, возможность работы со слоями, наличие фильтров и технология их применения для получения эффектов изображения; оптимизацию растрового изображения для использования его в Интернете;

    учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop подготавливать оптимизированный рисунок для использование его в Интернете; создавать фотомонтажи, коллажи и покадровую анимацию.

Программа элективного курса состоит из четырех разделов:

    Знакомство с программой Adobe Photoshop – 3 часа.

    Основы работы со слоями – 3 часа.

    Создание коллажей – 4 часов.

    Создание анимированной графики – 4 часов.

В данном элективном курсе в простой и ясной форме изложены наиболее доступные возможности сложной программы. Курс содержит уроки по изучению графического редактора Photoshop CS 2, а также большое количество примеров и иллюстраций. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности этого редактора в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Пособие может быть полезно учителям информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим Photoshop.

2. Содержание программы элективного курса. Тематическое планирование

Элективный курс “Графика в среде Adobe Photoshop ” рассчитан на 14 часов: 4 часа – теоретических занятий, 8 практических работ и 2 часа – создание и защита проекта. Курсу отводится 2 часа в неделю для изучения в одной из четвертей 9-го класса. В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к некоторым практическим занятиям и варианты проектов.

Раздел 1 . Знакомство с программой Adobe Photoshop (3 часа).

Техника безопасности. Охрана труда. Цель и задачи курса. Растровая и векторная графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами.

Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе за компьютером, назначение программы Photoshop, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.

Учащиеся должны уметь: пользоваться исправным оборудованием, использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)

Раздел 2. Основы работы со слоями (3 часа).

Послойная организация изображения. Понятие слоя. Создание, выделение, изменение, удаление, связывание, объединение слоев. Эффекты слоя Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. Монтаж фотографий.

Учащиеся должны знать: основы обработки изображений, понятие слоя, эффекты слоя, правила работы со слоями, принцип многослойного изображения.

Учащиеся должны уметь: работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений.

Раздел 3. Создание коллажей (4 часа).

Что такое фильтр? Многообразие фильтров в Photoshop. Как работать с фильтрами? Коллаж, способы создания коллажа. Работа с текстом в Photoshop (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.

Учащиеся должны знать : понятие фильтра, правила работы с фильтрами, понятие коллажа, способы создания коллажа, основные правила работы с текстом и создание эффектов текста.

Учащиеся должны уметь : применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов.

Раздел 4. Создание анимированной графики (4 часа).

Знакомство с модулем Photoshop – Image Ready, их отличия, переход в Photoshop и обратно. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения в виде web-страницы.

Учащиеся должны знать : понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.

Учащиеся должны уметь : создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

I. Знакомство с программой Adobe Photoshop (3часа)

1

Техника безопасности. Охрана труда. Цель и задачи курса.

2

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов.

3

Практическая работа на изучение панели инструментов.

II. Основы работы со слоями. (3 часа)

4

Слои. Эффекты слоя Трансформация слоя. Комбинация изображений. Фотомонтаж.

5

Создание фотомонтажа с собственным фото.

6

Самостоятельная работа по созданию многослойного изображения.

III. Создание коллажей. (4 часов)

7

Фильтры. Работа с фильтрами.

8

Коллаж. Практическая работа по созданию коллажа.

9

Текст в Adobe Photoshop – горящая и ледяная надписи. Сияющий текст. Использование различных эффектов.

10

Создание сложных изображений.

IV. Создание анимированной графики. (4 часа)

11

12

Gif-анимация. Собственный рисунок.

13

Создание оригинал-макета открытки.

14

Создание и защита проекта “Открытка к празднику”.

3. Заключение

В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету Информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.

Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, способствует совершенствованию практических навыков работы с компьютером. Программа Photoshop обладает мощным инструментарием для обработки графической информации, который незаменим при обработке рисунков, графиков, фотографий, позволяет создавать анимированную графику для Web-страниц. Исходя из видимой связи с наиболее актуальной на сегодняшний день темой “Интернет, ресурсы Интернета” выявляется целесообразность изучения данного курса, как обеспечивающего связь с темами, наиболее востребованными обществом.

4. Литература

    Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2012 г.

    Панкратова Т. “Photoshop CS2– учебный курс”, Питер, 2012 г.

    Пивненко О.А. Adobe Photoshop для школьников» +CD -диск. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

    Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2011 г.

    Материалы сайта 38.ru/

    Материалы сайта .ru/

    Техническое и программное оснащение курса

    Персональный компьютер с процессором не ниже 1,2 Ггц и 256 Мб оперативной памяти с установленной операционной системой Windows.

    Программа: «Adobe Photoshop CS2»

    Сканер.

    Интерактивная доска.

    Выход в Интернет.

Утверждена решением
Педагогического совета
*****************
Председатель ПС
директор *************

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Компьютерная графика и дизайн"

возраст учащихся: 11-15 лет
срок реализации 2 года
направленность: техническая

г. Ярославль 2017 г.

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа "Компьютерная графика" имеет научно-техническую направленность, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитан на детей среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Актуальность Актуальность данной программы состоит в том, что она предоставляет возможность обучающимся освоения графических редакторов как инструмента самовыражения и в ней упор делается не просто на изучение рабочих инструментов редакторов, а на интегрированное применение различных техник при выполнении работ. Разработан ряд уроков повышенной сложности (редактор Paint) для демонстрации обучающимся скрытых возможностей "простого" редактора. Навыки работы в графике пригодятся для электронного общения, в оформлении школьных рефератов, докладов, при составлении различных электронных документов, для создания эксклюзивных открыток к праздникам. А может, кто-то из них будет творить; ведь владение техниками компьютерной графики не исключает, а стимулирует творчество.
Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы видится в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики. Профессиональной компьютерной графикой, как правило, занимаются дети старшего школьного возраста, студенты, взрослые, и большинство обучающих программ по этой теме рассчитаны, как минимум, на старшеклассников. Но сейчас в кружки информатики приходят дети среднего школьного возраста с достаточной базовой подготовкой и запросом "научиться рисовать на компьютере". Возникла необходимость адаптировать сложный материал к данному возрасту.
Цель создать оптимальные педагогические условия для расширения познания детей в области компьютерной графики, дизайна с помощью профессиональных графических редакторов.
Задачи:
  • Сформировать навыки использования имеющихся знаний работы в простейших графических редакторах (Paint) при выполнении сложных работ;
  • Сформировать навыки работы в профессиональных графических редакторах;
  • Дать начальное представление детям о разнообразии техник обработки и создания изображений, спецэффектов;
  • Способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся;
  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.
Принципы и методы обучения
  • Принцип научности
    Его сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу соответствующих научных понятий Принцип наглядности Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
  • Принцип доступности
    Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но доступность не отождествляется с легкостью. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
  • Принцип развивающего обучения
    Требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка.
  • Принцип осознания процесса обучения
    Данный принцип предполагает необходимость развития у ребенка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как думал раньше. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, то он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. "Ребенок, каким бы посредственным ни был уровень его способностей, в чем-то должен переживать успех, чувствовать себя в чем-то творцом, хозяином, превосходящим чем-то других", В.А.Сухомлинский.
  • Принцип воспитывающего обучения
    Обучающая деятельность педагога как правило носит воспитывающий характер. Содержание обучения, форма его организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в целом. Методы обучения
    1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов; комбинированный – при создании изображения используются несколько графических техник.
    2. Словесный метод:
    • беседа, рассказ
    • объяснение, пояснение
    • вопросы
    • словесная инструкция
    3. Наглядный:
    • демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки, картины, рисунки, фотографии)
    • показ выполнения работы (частичный, полностью)
    4. Игровой. Элементы соревнования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ Данная программа модифицированная, так как создана на основе уроков образовательных сайтов, но подобранный материал адаптирован с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Отличительная особенность программы в том, что:
  • Простейший графический редактор применяется в создании сложных работ;
  • Материал для изучения профессиональных графических редакторов адаптирован для детей среднего школьного возраста;
  • При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с работами художников, дизайнеров;
  • Для комплексного закрепления материала используется самостоятельная творческая, проектная деятельность учащихся;
  • Включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли полученных знаний в профессиональной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа предназначена для детей среднего школьного возраста с 11 лет до 14 лет. К этому возрасту, дети приобретают некоторый опыт работы с компьютером, в Интернет, с компьютерной графикой. Запись на обучение производится по желанию родителей и детей, с медицинской справкой без специального отбора.
Группы имеют постоянный состав.
Сроки реализации образовательной программы Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие, занятие-беседа, занятие-соревнование. Занятия строятся с учетом обучающей, воспитательной и развивающей стороной педагогического процесса.
Занятия проводятся по утвержденному расписанию 2 академических часа 2 раза в неделю с перерывом на разминку, 144 часа в год.
Ожидаемые результаты По окончании обучения ребенок должен:
  • иметь представление о возможностях создания и обработки изображений;
  • уметь использовать различные техники создания и обработки изображений, уметь создавать анимационные спецэффекты;
  • уметь создавать свои собственные графические объекты, используя возможности профессиональных графических редакторов;
Программой предусмотрена аттестация учащихся, направленная на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ.
Входная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в сентябре.
Промежуточная - в декабре, апреле-мае - по итогам полугодия или учебного года.
Итоговая аттестация проходит в апреле-мае по окончании полного курса обучения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Способы определения результативности:
  • Практические задания
  • Самостоятельные творческие, проектные работы,
  • Выставки, соревнования, конкурсы.
  • Индивидуальная папка работ в электронном виде;
  • Портфолио обучающегося (материалы лекций с дополнениями и комментариями детей, распечатки работ уроков, работы – участники конкурсов, выставок, документы - свидетельства с выставок и т.д.)

Учебно-тематический план

1 год обучения
№ п/п Раздел программы Всего часов Теория Прак-
тика
1 2 2
2 12 4 8
Входная аттестация 2 2
3 Вспомогательные программы 12 4 8
4 Изучение простых инструментов редактора Adobe Photoshop 22 10 12
5 16 6 10
6 Техника коллажирования, комбинирование изображений 10 4 6
7 Использование различных техник при создании изображений 12 5 7
Промежуточная аттестация 2 2
8 10 4 6
9 8 4 4
10 8 3 5
11 16 16
Итоговая аттестация 2 2
12 Учебно-игровые занятия 10 10
Итого 144 49 95
2 год обучения
№ п/п Раздел программы Всего часов Теория Прак-
тика
1 Вводное занятие. Техника безопасности. Техника пожарной безопасности. 2 2
2 18 6 12
3 Состав изображений 22 10 12
4 Входная аттестация. Создание плаката с образцами классов объектов. 2 2
5 Линии 16 6 10
6 Текст 12 4 8
7 Промежуточная аттестация. Квест-игра. 2 2
8 Объекты 24 10 14
9 Заливки 18 6 12
10 Выставочная деятельность обучающихся 16 4 12
11 Обводка контуров 4 2 2
12 Совокупности объектов 8 4 4
Итого 144 54 90

Cодержание дополнительной образовательной программы

Примерная структура занятия

  1. Организационная часть. Проверка готовности к занятию;
  2. Основная часть. Теоретическая (лекционная) часть;
  3. Практическая 1 – выполнение текущих заданий по теме лекции (с помощью педагога, коллективное выполнение, выполнение в парах);
  4. Перерыв – разминка;
  5. Практическая 2 – выполнение индивидуальных заданий (самостоятельная работа);
  6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности в компьютерном классе. Правила поведения в образовательном учреждении. Правила пожарной и террористической безопасности. Правила дорожного движения. Знакомство с программой работы на год.

1 год обучения

Вспоминаем принципы работы в Paint
Прием прорисовки объема предмета, использование текстур, выделение, копирование, разворот, масштабирование частей рисунка.

Вспомогательные программы
Изучение этого материала показывает детям возможности использования уже знакомых программ для работы с графикой, возможность взглянуть на имеющийся багаж знаний с точки зрения его практической полезности. Уроки по использованию Интернета, поиск и сохранение информации, работа с презентациями: создание презентаций, новый кадр, вставка текста, вставка графики, шаблоны оформления, анимированные и звуковые эффекты.

Техника коллажирования, комбинирование изображений.
Теория:
Изучение специфики графики в технике коллажа. Знакомство и обсуждение классических работ в этой технике. Рисование коллажей "от простого к сложному" (от "склеивания" готовых изображений в Paint к единой, связной картине в GIMP), приемы комбинирования изображений.
Практика:
Создание простейшего коллажа, подбор темы и материалов, добавление спецэффектов (свечение, звезды, брызги и т.д.), коллаж «Игрушки», «Конь, бегущий по берегу моря».

Выставочная деятельность учащихся.
Эта тема занимает важное место в рамках программы и как стимул изучения материала, повышения самооценки детей, значимости их достижений, и как концентрация полученных знаний, комплексное применение их на практике. Каждый учащийся в течении учебного года оформляет, как минимум, 2 работы на конкурсы областного уровня (4 за курс) и 2 работы на выставки в учреждении (4). Подбор темы работы для выставки. Поэтапный разбор создания рисунка. Просмотр работ по теме в Интернет (работы художников, дизайнеров).

Использование различных техник при создании изображений.
Изучение свойств различных инструментов, позволяющих как создавать новые изображения ("Зимний лес" - работа кистями), так и обрабатывать уже готовые ("Портрет кистью"- инструмент художественная кисть с предысторией) в особенной художественной манере. Практика «Комната смеха» (трансформация своей фотографии) Эллиптическая область. Рисуем объем «Шар» (градиент), «Открытка Новогодние шары», «Новогодние шары со звездами» (использовать инструмент трансформации), Картина кистью «Зимний лес». Просмотр работ художников. Анализ, Подбор палитры., Практика «Зимний лес», «Рисуем елку в снегу», Смешивание цвета. Рисуем снег (использование шаблонов кисти).,выделение с помощью инструмента «Быстрая маска»., практика «Вывеска зоомагазина», Фильтры. Галлерея фильтров. Практика «Рисуем облака», Техника витража. Просмотр работ известных художников. Практика «Витраж - цветок», витраж на свободную тему.,Комбинирование эффектов фильтров. Практика «Создание текстуры воды».

Изучение принципов работы в Adobe Photoshop
Их сходство и отличие от работы в Paint (растровая графика, способ копирования, вырезания, переноса, слои, области выделения, сложные параметры инструментов).

Изучение простых инструментов редактора Adobe Photoshop
Освоение работы в профессиональном графическом редакторе начинается с изучения работы его простых, схожих с уже известными ученикам (по редактору Paint) инструментов, таких, как ластик, кисть, овальная, прямоугольная область выделения. В то же время, при изучении этих инструментов происходит осознание принципов работы в более серьезном редакторе.

Способы создания GIF анимации
Анимация - выразительный инструмент отображения компьютерной графики. Этот спецэффект можно широко использовать в электронном виде (графика для презентаций, электронных документов, смайлы, оформление ников, аватар, электронных писем, открытки, календари).

Способы оформления текстовой информации в Adobe Photoshop
Оформление текстов занимает важную роль как в изучении редактора, так и в применении этих знаний на практике (оформление различных документов, презентаций, красочных подписей). Тексты также могут быть и частью самой графики (обложки книг, музыкальных альбомов, подпись работы).


2 год обучения

Основные понятия компьютерной графики
В этом разделе рассматриваются некоторые основные понятия компьютерной графики. Также мы познакомимся с организацией рабочего пространства и интерфейса пользователя CorelDRAW и освоим некоторые стандартные приемы работы с графическими документами.

Состав изображений
В векторной графике имеется несколько классов таких четко определяемых графических объектов под обобщающим названием примитивы. В этом разделе мы познакомимся с набором примитивов CorelDRAW, их атрибутами и способами построения на рисунке, а также с другими объектами, которые, не являясь в строгом смысле слова примитивами, во многом похожи на них.

Линии
В этом разделе обсуждаются приемы построения всевозможных линий. Как правило, именно работа с линиями вызывает наибольшие сложности у пользователей CorelDRAW. Причина этого - не в сложности освоения и использования инструментария, а в недостаточном понимании моделей, с помощью которых линии представляются на изображении. В этом разделе мы познакомимся с такими классами объектов, как кривая (curve), размерная линия (dimension line), соединительная линия (interactive connector line) и суперлиния (artistic media group). Мы узнаем, как они устроены, и освоим приемы их построения.

Текст
Необходимость введения в инструментарий художника-оформителя, дизайнера, художника по рекламе средств автоматизации работы с текстом не вызывает сомнений. Однако, если при работе над текстовым документом с помощью текстового процессора первостепенную роль играет семантическая функция текста (та информация, которую кодируют текстовые символы), то при включении текста в графическое изображение не менее важной оказывается его эстетическая функция, художественное воздействие, которое оказывают на зрителя те же символы своим начертанием, цветом, взаимным расположением.

Объекты
Основными структурными единицами изображений в векторной графике являются объекты. В процессе работы над изображением пользователь анализирует свой творческий замысел, мысленно разбивает будущее изображение на отдельные объекты, а затем работает с ними, располагая их в соответствии с композицией и добиваясь желаемого зрительного эффекта настройкой их атрибутов. В этом разделе рассматриваются наиболее часто применяющиеся приемы обработки объектов. Кроме того, большинство рассматриваемых приемов входят составными частями в более сложные приемы преобразования объектов, поэтому их освоению стоит уделить достаточное внимание.

Заливки
Мы уже знаем, что при определении формы объектов, из которых состоит векторное изображение, приходится иметь дело с линиями и узлами. Расположение узлов, тип объекта и форма линии во многом определяют, что мы увидим на итоговом изображении. Во многом, но не во всем. Узлы и линии - это скелет изображения, но восприятие этого изображения определяется не только ими. Рассматривая готовую работу, зритель видит не сами объекты, а их заливки и контуры. Контурам посвящен следующий раздел, а сейчас мы изучим заливки. Под заливкой в векторной графике принято понимать заполнение замкнутого объекта.

Обводка контуров
Эта тема посвящена обводке - совокупности параметров модели, управляющих цветом и другими характеристиками отображения линий изображения. До этого мы считали все линии, входящие в состав изображений векторной графики, одинаковыми так как линия рассматривалась лишь как граница объекта. В этой теме линии рассматриваются как самостоятельные элементы изображения, и особое внимание уделяется не их форме, а способу, которым они отображаются на экране монитора и печатной странице.

Совокупности объектов
Ранее рассматривались операции, позволяющие упорядочивать отдельные объекты, располагая их в соответствии с требованиями композиции будущей работы и художественным замыслом автора. Однако большинство работ строятся не просто как сумма объектов - отдельные объекты образуют более или менее устойчивые образования иерархической структуры. Например, несколько эллипсов могут образовывать новые элементы изображения - колеса автомобиля или лепестки ромашки. В этой теме рассматриваются операции, в результате которых возникают или разрушаются образования, включающие в себя несколько объектов.

1 и 2 год обучения

Самостоятельная творческая проектная деятельность
Закреплению изучаемого материала, развитию внимания, аккуратности, терпения у детей при выполнении работ, развитию творческой активности способствуют практические занятия на свободную тему, как правило, после изучения очередного блока программы. На втором году обучения предпочтение отдается выполнению проектных, требующих сложного поэтапного анализа и выполнения, работ ("Фото рамка", "Мой календарь"). Проекты помогают комплексному закреплению материала, используются в выставочной деятельности, а также являются демонстрацией вариантов применения полученных знаний.

Занятия на профориентационную тематику
На втором году обучения дети осознают графические возможности компьютера в изучаемых редакторах и, соответственно, свои возможности в компьютерной графике. Занятия на профориентационную тематику с помощью психологов дают возможность оценки своей деятельности в этой области уже в масштабах будущей жизни и профессиональной деятельности детей.

Учебно-игровые занятия
Способствуют укреплению дружбы в коллективе, созданию непринужденной, неформальной обстановки для отдыха и обсуждения некоторых рабочих моментов (выставок, изучаемых тем, применения знаний на практике). На таких занятиях организуются игры-соревнования с использованием компьютерных программ на развитие творческого мышления, зрительной памяти, внимания, мышления.

Методическое обеспечение

Методы обучения

  1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики:
    • конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов;
    • комбинированный – при создании изображения используются несколько графических техник.
  2. Словесный метод:
    • беседа, рассказ;
    • объяснение, пояснение;
    • вопросы;
    • словесная инструкция.
  3. Наглядный:
    • демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки, картины, рисунки, фотографии);
    • показ выполнения работы (частичный, полностью).
  4. Игровой. Элементы соревнования.

Мониторинг образовательных результатов
Цель:
непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

Критериальная база мониторинга образовательных результатов

Критерии Показатели Диагностическое средство Формы фиксации Сроки проведения
1. Уровень сформированности познавательного потенциала в области прорграммы 1. Усвоение ЗУН
2. Качество выполненных практических работ.
3. Интерес к обучению.
4. Достижения учащихся.

Устный опрос.
Тестирование.
Статистический анализ текущего и итогового освоения ЗУН.

Практические и самостоятельные работы.
Анализ творческих работ.
Выставка.

Педагогическое наблюдение.

Индивидуальный образовательный маршрут.

Портфолио работ, фото и видео материалы.

Групповые листы наблюдения.

Портфолио достижений.

В течение года
2. Уровень сформированности нравственного потенциала личности. Динамика нравственной направленности. Педагогическое наблюдение. Индивидуальный и групповой лист наблюдения. В течение года.
3. Уровень развития творческих способностей учащихся.

1. Участие учащихся в мероприятиях и выставках.

2. Наличие продуктов оригинальной, творческой, изобретательской деятельности.

Просмотр и анализ портфолио творческих работ.

Педагогическое наблюдение.

Фото и видео архив, портфолио достижений.

Портфолио работ

Индивидуальный и групповой лист оценки.

В течение года.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы.

  1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
  2. Компьютеры.
  3. Периферийные устройства.
  4. Устройства вывода (принтеры).
  5. Сканеры (планшетный).
  6. Цифровой слайд проектор.
  7. Столы, стулья, шкафы.
  8. Классная доска.
  9. Методические и дидактические материалы.

Педагогические условия реализации программы

Педагог: Васильева Светлана Вячеславовна, образование - высшее, *****************, высшая квалификационная категория.

Список литературы:

  1. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1 Поурочные планы. – М. : «Экспресс», 1995. – 56 с.: ил.
  2. Гурова Л. Л. Психология мышления. – М.:ПЕЗ СЭ, 2005, стр.266
  3. Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Луко- морье", Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с.
  4. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М., ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999. – 432с.: ил.
  5. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. – М. Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
  6. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  7. Камбурова Л. Шаг за шагом. Комплексный образовательный проект. Информатика. – М. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1998 г.
  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
  9. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
  10. Новиков Ф. А., Яценко А. Д. Microsoft Office 2000 в целом. – СПб.:БВХ- Петербург, 2001.-728 с.: ил.
  11. Савин Н. В. Педагогика. «Просвещение», Москва, 1978 г.
  12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с., ил.
  13. Симонов С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: учебное пособие для средней школы. –М.: АСТ-ПРЕСС, Инфоком-Пресс, 2000. -592 с.
  14. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 6-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 1995.-432 с.:ил.
  15. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. - 704 с.
  16. Федеральный закон о дополнительном образовании
  17. Приложение 2 к Положению о 8 Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
  18. Сборник СанПиН
  19. «Конвенция о правах ребенка», М., 1990.

Приложение 1
Критериально-оценочная база оценки образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программе "Компьютерная графика и дизайн"

Задача Критерий Показатель Метод
Обучить приемам работы в различных графических редакторах Уровень выполнения работ Практические работы (качество, законченность, количество);
ведение и понимание записей теории.
Устный опрос;
контрольные задания;
соревнования внутри объединения.
Участие в конкурсах (уровень конкурса, результативность). Участие в конкурсах.
Обучить различным техникам обработки и создания изображенийв, созданию спецэффектов Уровень применения на практике различных техник в работе с изображе-
ниями.
Практические работы с использованием различных техник(качество, законченность, количество) по заданию педагога.
контрольные задания.
Самостоятельные творческие работы (количество, уровень, законченность). Самооценка работ ребенка; наблюдение педагога, выставки на стенде.
Развить конструктивно-технические способности учащихся Уровень обработки графических изображений. Записи конспектов теории, практические работы на обработку изображений(качество, разноплановость, количество). Рабочая электронная папка индивидуальных работ;
ведение рабочих тетрадей.
Самостоятельные творческие работы с использованием изученных техник и методов(качество, разноплановость, количество). Участие в конкурсах.
Развить творческие способности учащихся Уровень самостоя-
тельных творческих работ.
Законченность, разноплановость, количество (по темам). Наблюдение;
анализ.
Применение изученных техник и методов для выполнения авторских творческих работ (комплексно). Наблюдение;
анализ;
участие в конкурсах.
Формирование аккуратности, терпения, самостоя-
тельности учащихся
Уровень выполнения практических работ (поэтапно). Промежуточные состояния практических работ (наличие). Самоанализ;
опрос;
анализ;
уровень конкурсных работ.
Аккуратное ведение записей теоретического материала. Наблюдение (лист наблюдений)
Формирование ценностного отношения к труду Уровень выполнения, применение авторских работ. Уровень выполнения, законченность, использование авторских работ.. Количество законченных работ.
Участие в мероприятиях учреждения ДО, оформлении рабочего стенда и благотворительных акциях с использованием авторских работ Количество авторских работ для мероприятий.

Приложение 2
Система результатов на уровне ребенка

Направленность Научно-техническая
Название программы Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа "Компьютерная графика и дизайн"
Возраст 11 - 14 лет
Цель программы Расширить познания детей в области компьютерной графики, дизайна для их успешной социализации и профподготовки.
Результаты обучения
  • знание теоретических основ возможностей создания и обработки изображений;
  • умение использования различных техник работы с изображениями, анимацией;
  • умение создавать свои собственные графические объекты, используя возможности различных графических редакторов.
Результаты развития
  • развитие конструкктивно-технических способностей;
  • развитие творческих способностей.
Результаты воспитания
  • формирование аккуратности;
  • формирование ценностного отношения к труду.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by Disqus

2013-2017 Светлана Васильева. При любом использовании ссылка на сайт обязательна.

Г. Ю. Демина, учитель гимназии № 6 Красноармейского района г.Волгограда

Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). Опубликован в приложении №51 2006 г. к журналу "Учебный год".

Количество учебных часов - 35. Образовательная область: информатика. Возрастная группа -10-11 классы.

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся старших классов по курсу " Photoshop для подготовки Web -графики" , при этом она включает в себя элементы общей инфор­матики и связи с другими предметами курса среднего образования. Работа с информацией стала отдельной специальностью, ост­ро востребованной на рынке труда. Изучая курс " Photoshop для подготовки Web -графики" , учащиеся приобретают знания и уме­ния работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы, тексто­вый редактор «Блокнот», редактор НТМL -документов FrontPage , технологию создания и редактирования графических изображений.

Необходимость создания подобной программы для начального профессионального образования вызвана тем, что навыки обработки и размещения информации в глобальной сети Интернет становятся необходимы на каждом этапе профессионального образования будущего специалиста.

Программа курса состоит из трех разделов: «Требования к подготовке учащихся», «Содержание обучения», «Тематическое планирование учебного материала». Раздел «Требования к подготовке учащихся» определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании курса. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достигать все учащиеся. Раздел «Содержание обучения» задает минимальный объем материала, обязательного для изучения данного курса. В разделе «Тематическое планирование учебного материала» приводится конкретное планирование.

Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Основное внимание в программе курса уделяется созданию иллюстраций, редактированию изобра­жений и монтажу фотографий с помощью программы AdobePhotoshop .

Курс разработан на основе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования РФ и с учетом Рекомендаций по составлению учебных программ по информатике, разработанных рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP ) под эгидой ЮНЕСКО.

Курс включает в себя 2 блока.

Блок 1 - «Компьютерная графика. Photoshop ».

Блок 2 - «Интернет-технологии. Основы Web -дизайна».

Блоки курса взаимосвязаны и взаимозаменяемы.

Блок 1 посвящен разделу информатики, занимающемуся созданием и преобразованием рисунков и графических изображений - компьютерной графике. Люди самых разных профессий применя­ют ее в своей работе: исследователи в различных научных и при­кладных областях, художники, дизайнеры, разработчики реклам­ной продукции, создатели Web -страниц, специалисты в области теле- и видиомонтажа и другие.

Блок 2 включает в себя практическое освоение техники работы при создания Web -сайта, освоение программ-редакторов Web -сайтов.

Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:

  • базовые знания по информатике;
  • владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows не ниже версии 95.

Цели курса:

  • изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования;
  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графической программы;
  • изучить возможности графической программы Adobe Photoshop ;
  • научиться создавать макеты Web -страниц;
  • формирование у обучающихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, а также создание собственных информационных ресурсов.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся единую систему знаний, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернета;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов и рассчитан на 35 учебных занятий. Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является са­мостоятельная работа учащихся.

В процессе обучения учащиеся должны приобрести умения:

  • создавать рисунки из простых объектов в программе Adobe Photoshop ;
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и прочее);
  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
  • работать с контурами объектов;
  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
  • применять различные графические эффекты;
  • создавать надписи и заголовки;
  • редактировать изображения в программе Adobe Photoshop ;
  • готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;
  • пользоваться средствами Web -редактора для написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;
  • осуществлять разметку страницы;
  • подготавливать и публиковать свой сайт в Интернете.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний :

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • описание цвета в компьютерной графике;
  • форматы графических файлов;
  • набор необходимых инструментов для создания Web -страницы;
  • основные принципы использования языка НТМL;
  • принципы работы с Web -редакторами;
  • основные средства редактирования Web -страниц;
  • типичную структуры Web -страницы и принципы проектирования сайта;
  • основные принципы Web -дизайна;
  • способы публикации Web -страниц в Интернете.

Основные элементы урока

Контроль

Кол- во часов

Компьютерная графика: области при­менения, принципы кодирования изо бражения

Понятие пикселя, растр, кодировка цвета, видео­ память

Рабочая область Photoshop

Панель инструментов. Инструменты рисования. Контекстное меню. Палитры. Панель управления. Строка состояния. Окно настройки редакто ра

Сам. работа:

Настройка окна редактора. Компоновка палитры. Открытие доку ментов

Работа с докумен тами

Растровая и векторная графика. Разрешение и размеры изображения. Открытие документа. Создание нового доку мента

Сам. работа:

Создание нового документа с заданными па раметрами (имя, размеры, режим)

Форматы файлов изображений

Форматы исходных и промежуточных изобра жений (PSD, TIFF, BMP, JPEG ). Форматы Web -графики (GIF, JPEG )

Сам. работа:

сохранение изображений в файлах различ ного типа

Photoshop и Web- графика

Цветовые режимы и модели. Сканирование и коррекция изображения. Выделение фрагментов изображений. Подготовка графических элементов Web -страниц

Сам. работа:

Сканирование изображения, выделение и коррекция фрагмента изо бражения

Слои изображения

Палитра слоев. Измене­ние порядка следования объектов. Создание и удаление слоев. Слияние и удаление слоев. Свя­занные слои и наборы слоев

Сам. работа:

Работа со слоями

Рисование и раз­личные виды за­ливки

Выбор цвета. Заливка областей. Градиентная заливка. Обводка облас­ти. Рисование линий. На­ стройка и создание кис­тей. Удаление фрагментов и восстановление изображений

Сам. работа:

Создание ново­ го графическо­го документа (заливка облас тей, добавление рамки ко всему изображению или его части, заливка границы облас ти)

Основы коррекции тона

Тоновая коррекция. Кор­рекция тоновых кривых. Коррекция яркости и контрастности. Быстрые способы настройки светов и теней. Специальные цветовые эффекты

Сам. работа:

Маски и каналы

Альфа-каналы. Режим быстрого маскирования. Маски для цветов. Замена цвета. Маска слоя

Сам. работа:

Корректировка изображения с помощью изученных приемов

Как работать с фильтра­ ми. Художественные фильтры. Фильтры стилизации. Деформирующие фильтры. Фильтры эскизов

Сам. работа:

Изменение изображения с помощью изученных приемов

Работа с текстом

Ввод текста. Редактиро вание текста. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Работа с текстовыми слоями

Сам. работа:

Ввод, редактирование, трансформация текста в графи ческом документе

Изображения для Web

Отличие ImageReady от Photoshop . Операции с фрагментами изображения. Создание макета Web -страниц

Сам. работа:

Создание маке та Web- страницы

Дизайн Web -страниц

Принципы создания Web - страниц

Сам. работа:

Знакомство с различными Web -сайтами в Интернете

Основы Hyper Text Markup Language (НТМL )

Структура НТМL-документа и форматирование текста. Использо­вание списков и таблиц. Использование изобра­жений. Применение фреймов

Сам. работа:

Создание Web- страниц на заданную тему в текстовом редакторе Блок нот

Использование программных средств для создания Web- сайтов

Особенности редактора FrontPage . Создание, редактирование Web -страниц в среде FrontPage

Сам. работа:

Создание Web -страниц на заданную тему в программной среде FrontPage

Каскадные таблицы стилей

Понятие о таблице сти лей. Поддержка таблиц стилей. Формирование таблиц стилей. CSS -правила

Сам. работа:

Стилевое фор матирование Web -страниц при помощи внешних и внутренних таблиц стилей

Размещение HTML - документа на сервере

Выбор Web -сервера. Раз мещение Web -сайта в Интернете. Регистрация в поисковых системах

Сам. работа:

Размещение Web -страниц в Интернете

Создание персо нального Web -сайта

Разработка структуры сайта. Сборка файлов Web -сайта

Сам. работа:

Создание Web -сайта на задан ную тему

Итого

35 часов

1. Компьютерная графика: области применения, принци­ пы кодирования изображения (2 ч.).

Основные области применения компьютерной графики. Ос­новные направления в развитии компьютерной графики. Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять.

2. Рабочая область Photoshop (1 ч.).

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инст­рументов. Панель свойств. Панели - вспомогательные окна. Про­смотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.

3. Работа с документами (1 ч.).

Что такое растровая и векторная графика. Достоинства и не­достатки растровой и векторной графики. Масштабирование и редактирование графического документа. Открытие документа. Создание нового документа.

4. Форматы файлов изображений (1 ч.).

5. Photoshop и Web -графика (2 ч.).

6. Слои (2 ч.).

Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отображение, объединение.

7. Рисование и раскрашивание (2 ч.).

Выбор основного и фонового цветов. Использование инстру­ментов рисования: Карандаш, Кисть, Ластик, Заливка, Градиент. Раскрашивание черно-белых фотографий.

8. Основы коррекции полутоновых и цветных изображений (2 ч.).

Понятие тонового диапазона изображения. Гистограмма яр­костей пикселей. Гистограмма светлого, темного и тусклого изо­бражения. Основные задачи тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции. Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.

9. Маски и каналы (2 ч.).

Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.

10. Фильтры (2 ч.).

Назначение фильтров. Виды фильтров: Искажение, Мазок ки­стью, Резкость, Рендер, Пиксели, Свободное преобразование, Стиль, Текстура, Художество, Эскиз.

11. Работа с текстом (1 ч.).

Методы работы с текстом. Инструменты для создания текста. Выбор цвета текста. Выбор фона. Текстовые эффекты.

12. Изображения для Web (2 ч.).

Отличие ImageReady от Photoshop . Переход в Photoshop и обратно. Оптимизация изображений. Операции с фрагментами изображения. Создание макета Web -страниц.

13. Дизайн Web -страниц (1 ч.).

Технологические особенности Web -дизайна. Профессиональные приемы создания страниц. Графические эффекты. Профессиональные ресурсы Интернета. Профессия Web -дизайнера. Интернет - новая сфера бизнеса.

14. Основы Hyper Text Markup Language (HTML ) (3 ч.).

История возникновения и стандарты языка HTML . Синтаксис HTML-документов. Структура HTML-документов. Элементы оформления текста. Абзацы, заголовки, разделители, параграфы, выравнивание, цветовое и шрифтовой оформление. Создание спи­сков в HTML-документе. Создание гиперссылок. Графическое оформление (фоновые изображения, линии, кнопки). Использова­ние изображений. Параметры, определяющие оформление графи­ческих объектов. Создание таблиц в HTML-документе. Параметры, определяющие оформление таблиц. Управление размещением со­держимого документа на экране при помощи таблиц. Понятие кад­ра-фрейма. Разбиение Web -страницы на части. Параметры, определяющие взаиморасположение фреймов на экране и их внешний вид. Гипертекстовые переходы внутри и между фреймами.

15. Использование программных средств для создания Web -сайтов (4 ч.). |

Обзор программных средств для создания Web -сайтов. Основы работы в среде FrontPage . Рабочее пространство редактора. Создание, редактирование Web -страниц.

16. Каскадные таблицы стилей (2 ч.).

Понятие о таблице стилей. Поддержка таблиц стилей. Формирование листа стилей. CSS -правила. Стилевые свойства. Внутренние и внешние таблицы стилей.

17. Размещение HTML-документа на сервере (2 ч.).

Регистрация адреса. Выгрузка сайта (соглашения и правила).Тестирование страниц. Регистрация Web -сайта на поисковых машинах. Баннерный обмен, реклама, ссылки.

18. Создание персонального Web -сайта (2 ч.).

Выработка контента (содержимого) Web -сайта и разработка его структуры. Создание Web-сайта с использованием редактора FrontPage . Размещение Web-сайта в Интернете.

Литература

1. Гаевский А. Ю., Романовский В. А. Создание Web -страниц и Web -сайтов. М.: Технолоджи-3000, 2005.

2. Залогова Л. А. Компьютерная графика. М.: Лаборатория базовых знаний, 2005.

3. Кларк Т. М. Фильтры для PhotoShop : Спецэффекты и дизайн. М.; СПб.; Киев: Диалектика, 1999.

4. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Учебник: 10 кл. СПб.: Питер, 2006.

5. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуни­кационные технологии: Учебник: 11 кл. СПб.: Питер, 2006.

6. Панкратова Т. Photoshop 7: Учебный курс: Дизайн и графи­ка. СПб.: Питер, 2006.

7. Солоницын Ю. Photoshop для подготовки Web-графики. СПб.: Питер, 2002.

8. Солоницын Ю. Photoshop 7 для подготовки Web -графики: Учебный курс: Дизайн и графика. СПб.: Питер, 2006.

9. Стрелкова Л. М. Photoshop : Практикум. М.: Интеллект-Центр, 2004.

10. Угринович Н. Информатика и информационные технологии: 10-11 кл. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2004.

11. Угринович Н., Босова Л., Михайлов Н. Информатика: Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2004.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Лицей №11 им.Б.В.Шопина»

(МБОУ г.Шахты «Лицей №11»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУг.Шахты«Лицей№11»

Приказ от 31.08.2015 № 285

М.Г.Рудь

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы компьютерной графики.

Редактор AdobePhotoshop»

(указать учебный предмет)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование - 9 классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35 ч

Учитель Баландина Оксана Сергеевна

(ФИО)

Программа курса составлена в соответствии Базисным учебным планом , обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством образования Российской Федерации.

(указать примерную программу/ издательство, год издания)

Пояснительная записка.

Данная программа курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» представляет собой один из вариантов построения программы курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ. Программа курса знакомит учащихся с работой графического редактора AdobePhotoshop, который предназначен для всесторонней обработки растровых изображений, и является дополнением к теме учебника «Технология обработки графической информации».

Появление и распространение персональных компьютеров изменило многие профессии. Когда стали достаточно мощными и появились качественные устройства вывода, начали развиваться программы, автоматизирующие процесс верстки публикаций – настольные издательские системы. Бесспорным лидером отрасли уже многие годы является компания AdobeSystemsInc. Программы Photoshop, Illustrator, FrameMaker, Acrobat и другие образуют мощный комплект программного обеспечения современного издательства. Программа AdobePhotoshop является лидером среди профессиональных графических редакторов за счет своих широчайших возможностей, высокой эффективности и скорости работы. Программа предоставляет все необходимые средства для коррекции, монтажа, подготовки изображений к печати и высококачественного вывода.

Вторая, не менее обширная, сфера применения программы – Web – дизайн и электронные публикации.

Люди самых различных профессий применяют компьютер­ ную графику в своей работе. Это исследователи в различных науч­ных и прикладных областях, художники, конструкторы, специали­ сты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики реклам­ ной продукции, создатели Web-сайтов, авторы мультимедиа-презентаций, модельеры тканей и одежды, фотографы, специали­ сты теле- и видеомонтажа и др.

Содержание курса обусловлено тем, что большинство уча­ щихся на уроках знакомятся с технологией обработки графической информации лишь поверхностно. Изучаемый материал доступен для учащихся и раскрывает широкие горизонты для их худо­жественного творчества. Основное требование к предва­рительному уровню подготовки - умение работать в операционной системе Windows .

Модуль «Компьютерная графика» относится к наиболее впечатляющим современным компьютерным технологиям, расширяющим кругозор, тренирующим восприятие, формирующим исследовательские умения.

Знания, полученные при изучении данного курса, учащиеся могут использовать на уроках информатики, графики, ИЗО.

Умения создавать изображения можно использовать в докла­ де, статье, мультимедиа-презентации, при создании Web-страницы или импортировании в документ издательской системы.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к информационно-технологическому профилю через освоение но­вых аспектов содержание данного курса включает ма­териал, выходящий за рамки школьной программы, усиливающий практическую направленность курса (редактирование старых се­мейных фотографий, создание поздравительных открыток, кален­дарей со вставкой своего фото и др.).

Тематический план курса определяется его целью и задачами. В содержании программы нашли отражение следующие темы:

      • Графический редактор Adobe Photoshop.

        Рисование и раскрашивание.

        Фильтры.

        Выделение и перемещение.

        Работа со слоями.

        Работа с текстом.

        Масштаб.

Основу методики преподавания данного курса составляет диалогическое взаимодействие учителя и ученика, предполагающее их совместную деятельность, направленную на создание условий для эвристического поиска, нахождение истины и реализации принципов личностно-ориентированного образования. С целью обеспечения качественного обучения, специализированной подготовки обучаемых используются следующие методы обучения: монологический, диалогический, эвристический, работа с книгой, инструктивно- практический, объяснительно-побуждающий, практический метод, метод проектов.

Теоретический материал создает базу знаний, ориентирующую учащихся на самостоятельный поиск смысла понятийного аппарата, разрешение возникающих противоречий, анализ и выявление взаимосвязей, фактов.

Изучение теоретического материала сопровождается системой практических занятий, которые не только обеспечивают связь теории и практики, но и позволяют развивать самосознание учащихся, формировать их психологическую готовность к самореализации, овладевать знаниями и умениями, необходимыми в дальнейшей жизни.

Дидактические единицы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся, в тексте рабочей программы обозначены знаком «*».

Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых, реализуются различные формы проведения урочных занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, проектная деятельность.

Обязательные результаты изучения курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся».

Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучаемыми. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать графические объекты, оперировать ими, применять полученные знания для решения задач в различных областях.

Изучение курса «Основы компьютерной графики. Редактор AdobePhotoshop» завершается выполнением и защитой проекта.

Цель курса:

Приобретение учащимися знаний и умений работы с компьютерной графикой в пакете PhotoShop, который предоставляет все необходимые средства для коррекции, монтажа, подготовки изображений к печати и высококачественного вывода. В программу включено приобретение учащимися умений и навыков редактирования и создания растровой графики, работы с фотографиями и коллажами из них, рисованными иллюстрациями.

Задачи:

    овладение умениями создания и редактирования растровых графических объектов,

    приобретение опыта информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда,

    воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умение планировать, работать в коллективе,

    установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,

    формирование умений планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств,

    выработка потребности обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером, профессиональная ориентация.

Содержание обучения.

Тема 1. Введение .

Тема 2 . Специфика дизайнерского искусства.

История дизайна. Основные художественно- выразительные средства дизайна. Полезные советы начинающему дизайнеру.

Тема 3. Графический редактор Adobe Photoshop .

Основные понятия: растровое изображение, пиксель, инструменты, слои, интерфейс, палитры.

Графические редакторы. Форматы графических изображений. Графический редактор AdobePhotoshop (особенности меню, рабо­чее поле, панель инструментов, панель свойств, строка состояния).

*Самостоятельная работа: Отработка навыков работы с панелью инструментов.

Тема 4 . Рисование и раскрашивание.

Выбор основного и фонового цветов. Режимы смещения цве­тов. Пипетка. Использование инструментов рисования: карандаш, кисть, ластик, заливка, палец, штамп, градиент. Рисование кривых произвольной формы. Инструмент Перо.

Практическая работа : Создание рисунков с помощью инструментов: кисть, карандаш, линия.

Практическая работа : Создание рисунков с помощью инструмента Перо.

Тема 5 . Масштаб.

Инструменты изменения масштаба: рука, лупа и палитра Нави­гатор. Способы изменения масштаба. Заливка мелких изображений.

Практическая работа : Раскрашивание мелких рисунков с помощью инструмен­тов изменения масштаба.

*Самостоятельная работа: Устранение дефектов раскрашивания с помощью инструментов изменения масштаба.

Тема 6. Выделение и перемещение.

Основные понятия: выделение.

Способы выделения. Использование различных инструментов выделения: область, лассо, волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью.

Практическая работа . Выделение объектов рисунка с помощью инструментов: область, лассо, волшебная палочка.

Практическая работа.

Тема 7. Работа со слоями.

Основные понятия: слой, имя слоя, слой-маска, эффект.

Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: отбрасывание тени, удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение. Форматы сохранения документа.

Практическая работа . Использование слоев для создания изображения или кол­ лажа.

*Самостоятельная работа.

Тема 8. Работа с текстом.

Основные понятия: текст.

Особенности простого и фигурного текста. Оформление тек­ста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Практическая работа . Создание этикетки продукта с использованием работы с текстом.

Тема 9. Фильтры.

Основные понятия: фильтры.

Группы фильтров: искажение, мазок кистью, пиксели, рез­кость, рендер, свободное преобразование, стиль, текстура, художе­ство, эскиз.

Практическая работа . жения.

10. Проектная деятельность .

*Самостоятельная работа. Подборка графических объектов для проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

    назначение графического редактора Photoshop;

    возможности графического редактора AdobePhotoshop;

    понятие и структуру растровых изображений;

    основные элементы интерфейса программы.

Учащиеся должны уметь:

    запускать и закрывать программу;

    открывать и сохранять файлы в программе Adobe PhotoShop;

    строить выделения с помощью различных инструментов;

    рисовать кистью;

    использовать различные режимы наложения;

    применять различные виды заливки;

    создавать градиентные заливки;

    работать с палитрой слоев;

    создавать, удалять, дублировать слой;

    создавать различные эффекты слоя;

    создавать фигурный и простой текст различных направлений;

    изменять текст;

    уметь применять различные эффекты к текстовому слою;

    применять различные виды фильтров к изображению.

Тематическое планирование спецкурса

«Основы компьютерной графики. Редактор Adobe Photoshop»

п/п

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Дата проведения

Всего

Теор.

Практ.

Самост.

Тема 1. Введение

Компьютерная графика и ее программные средства. Основные виды изображений в компьютерной графике: растровые, векторные, трехмерные, фрактальные.

02.09

Тема 2 . Специфика дизайнерского искусства

История дизайна . Основные художественно - выразительные средства дизайна. Полезные советы начинающему дизайнеру.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Написание рефератов.

09.09

Тема 3. Графический редактор Adobe Photoshop

AdobePhotoshop – растровый графический редактор. Основные понятия, знакомство с панелью инструментов. Основные инструменты создания изображений – готовые фигуры, текст.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей.

16.09

23.09

Тема 4. Рисование и раскрашивание

Цвет, оттенок, контрастность, насыщенность. Каналы цвета.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

30.09

07.10

Рисование и раскрашивание.

Практическая работа: Создание рисунков с помощью инструментов: кисть, карандаш, линия. Практическая работа: Создание рисунков с помощью инструмента Перо.

14.10

21.10

28.10

Тема 5. Масштаб.

Инструменты изменения масштаба: рука, лупа и палитра Нави­ гатор. Способы изменения масштаба. Заливка мелких изображений.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

11.11

18.11

Практическая работа: раскрашивание мелких рисунков с помощью инструмен­тов изменения масштаба.

25.11

Самостоятельная работа: устранение дефектов раскрашивания с помощью инструментов изменения масштаба.

Тема 6. Выделение и перемещение

Инструменты вырезания изображения – лассо, прямолинейное лассо, магнитное лассо; волшебная палочка, область выделения.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

02.12

09.12

Практическая работа. Выделение объектов рисунка с помощью инструментов: область, лассо, волшебная палочка.

16.12

Практическая работа.

Создание изображения с помощью инструментов выделения и перемещения.

23.12

Тема 7. Работа со слоями

Слои. Работа со слоем. Свойства слоя.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

13.01

20.01

Практическая работа.

Использование слоев для создания изображения или кол­лажа.

Самостоятельная работа.

Создание проекта с 2-мя слоями

27.01

Тема 8. Работа с текстом .

Оформление тек­ ста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

03.02

10.02

Практическая работа.

Создание этикетки продукта с использованием работы с текстом.

17.02

Тема 9. Фильтры

3,5

7,5

Фильтры. Функции, настройки. Фильтры группы Имитация.

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

24.02

02.03

Применение фильтров к одному и тому же изображению. Комбинация фильтров.

0,5

09.03

Фильтры группы Искажение. Фильтры группы Оформление.

0,5

16.03

Фильтры – размытие и резкость.

0,5

06.04

Фильтры Стилизация и Текстура.

0,5

0,5

13.04

Фильтры Штрихи и Шумы

0,5

0,5

20.04

Фильтры группы Эскиз.

0,5

0,5

27.04

Практическая работа. Применение фильтров для достижения эффекта изобра жения

04.05

Практическая работа. Создание и разработка собственного проекта – открытки.

11.05

Разработка проекта

18.05

25.05

Итого:

35

12,5

2 2,5

4

Основная литература:

  1. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    Windows- CD. Компьютерный практикум на CD- ROM. / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика» в 2 частях: "Прикладная Информатика" и "Теоретические основы Информатики"

    Мультимедийный учебник для учащихся профильных школ или классов по предмету Компьютерная графика и дизайн. Ю.Катханова, Д.Кирьянов, Е. Кирьянова, Е.Дубов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Катхановой Ю.Ф., зав. кафедрой «Начертательная геометрия, компьютерная графика и дизайн». Москва. Copyright © ООО “Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение”, 2003.

Дополнительная литература:

    Павлов. Самоучитель Adobe Photoshop7. Аквариум. 2006г.

    Пореев В. Н. Компьютерная графика: Учебное пособие. СПб.: BHV-Санкт - Петербург,2002.

    Стрелкова Л. М. Практикум по AdobePhotoshop. M.: Ин­теллект-центр, 2004.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания